ВОСПОМИНАНИЯ О ЖИЗНИ В СИБИРИ. ДЕТИ ВРАГОВ НАРОДА. ОЛЬГА ГИНЕТ.

                               ВОСПОМИНАНИЯ О ЖИЗНИ В СИБИРИ

ГИНЕТ ОЛЬГИ ПАВЛОВНЫ , двоюродной сестры Валентины ГУМБЕЛИС , записанные и сохраненные ею.

Ольна Гинет (Синкевич) 1958 год июнь
ГИНЕТ(СИНКЕВИЧ) ОЛЬГА ПАВЛОВНА — дочь расстрелянного 19 февраля 1938 года в ТОМСКОЙ ТЮРЬМЕ ГИНЕТ Павла Ивановича. Фото 1958 год.

 

Хочу передать воспоминания двоюродной сестры с Папиной стороны и троюродной сестры с Маминой стороны Ольги Синкевич (Гинет), которая родилась в 1935 году в Таловке.

Ее отец Гинет Павел Иванович (1903.10.20 – 1938.02.19) был арестован 18.12.1937 г., когда Оле было всего лишь 2,5 года.

Гинет Павел
ГИНЕТ Павел Иванович .(1903 – 1938) Единственное сохранившееся фото 1929 года.

До ареста всей семьей проживали в г. Тайга, ул. М. Горького, дом №120, отец работал коновозчиком. Перед арестом родители в Тайге сами строили дом.

Первое Олино воспоминание, как они втроем, Оля, мама и папа сидят в незаконченной комнате недостроенного дома. Родители сидят на кровати, а перед ними Оля на доске еще не законченного пола и болтает ногами. Только не может вспомнить лица своего отца.

Построили дом и уже некоторое время в нем жили. Имели корову, держали кур.

Когда Олиного папу арестовали, маму уволили с работы, корову кто-то украл и осталась только одна курица.

Мама долго искала работу, а маленькую Олю оставляла какое-то время дома одну. И чтобы дочурке было спокойнее и не так страшно, в дом впускала эту курицу. Однажды курочка снесла яичко, и Оля нечаянно его разбила. Олечка так плакала, что ей казалось она на умрет от этой боли.

Мама долго не могла устроиться на работу. Дом пришлось продать, и обе переселись в дом к дедушке и бабушке Гумбелис.

Через некоторое время Олину маму вместе с Анной Гумбелис приняли на работу на заготовки, где они работали грузчиками. Надо было загружать и разгружать вагоны. Особенно трудно было таскать на спине тяжелейшие мешки с зерном. А куда деть детей, пока матери на работе? Оля помнит, как из хутора Балдай пришел дедушка с санками, укутал ее в тулуп и повез к себе домой на хутор Балдай.

А Анна Гумбелис (моя мама) с нами перебралась к своим родителям в д. Таловка. Там ее приняли в колхоз, (позднее артель).

Дедушка Гумбелис Мартын Мартынович (1873-1963.19.06 Биржай) после того, как не стал вступать в колхоз и бросил свое хозяйство в д. Ивановка, в г. Тайге купил небольшую избушку, но тоже долгое время не мог устроиться на работу. В летнее время уходил в тайгу, где ловил кротов, а шкурки сдавал в заготовку. Так же собирал лесную ягоду, выжимал сок, сушил семена и сдавал в заготовку. Потом ему как-то удалось устроиться пчеловодом на пасеку в

д. Балдай.

Оля до школы жила у дедушки с бабушкой в д. Балдай, которые дома разговаривали только на латышском языке. Поэтому Оля на русском языке и не говорила. И когда пошла в школу в г. Тайга, так русские дети над ней сильно смеялись, обзывали дурочкой и разными обидными словами, издевались: Латыш, куда летишь? Под кровать, …клевать.

Когда ее спрашивали, где твой отец, она говорила, что он умер.

О своем папе знала, что он арестован, но дома об этом тоже не говорили, очень боялись, что кто-нибудь под окнами может подслушать разговор.

Однажды перед Новым годом учительница спросила у учеников, есть у кого-нибудь родные, погибшие на войне? Тем детям, у которых в семье были погибшие, полагался подарочек. Так Оля сказала, что ее брат погиб на войне. И действительно ее двоюродный брат Авот Иван (1925.04-1944) погиб во время войны на территории Латвии. Учительница дала и Оле подарок. Но когда она, счастливая, возвращалась домой с этим подарком, так мальчишки окружили ее, смеялись и говорили, что ее отец сдох, поэтому и подарок ей не положен, вырвали этот кулечек и убежали. Она постоянно была объектом для издевательств и насмешек и некому было ее защитить.

Оля рассказывала, как у них был небольшой поросенок и однажды она взяла этого поросенка за хвост и с ним отправилась в лес. Потом поросенок от нее убежал, и она не знала, как вернуться назад. Но маленькая Оля сообразила, стала искать следы своего поросенка. Девчушка обратила внимание, что поросенок своим рыльцем время от времени роет землю. Поросенок, по-видимому знал, как найти дорогу домой. Так по этим следам она благополучно вернулась.

В летнее время Олю с собой на пасеку брал дедушка, где ее обязанностью было следить за переселением пчелиного роя и сообщать об этом дедушке.

И вот однажды зимой ей захотелось навестить своих пчелок, она пошла на эту пасеку, которая находилась на расстоянии около километра от дома. Но неудачно, потому что ноги застряли в снегу, она не могла ни встать, не выкарабкаться из снега. Очень замерзла. Когда взрослые спохватились, что нет ребенка, пошли искать и нашли ее посиневшей от холода. Принесли домой, отогрели, но она очень долго и тяжело болела.

В 1946 году (после второго класса) по вызову родственников Оля с мамой и другими родными вернулись в Литву.

Но жизнь вернувшихся не была спокойной. Оля рассказывала, как однажды к ним пришли 5-6 литовских партизан, которых Оля до сих пор называет не иначе, как бандитами. Эти партизаны тогда боролись с Советской властью.

Некоторые из пришедших имели огнестрельное оружие, другие были вооружены вилами. Дома были только дедушка и Оля с мамой.

Один из партизан держал вилы из трех зубцов и этими вилами ударил и ранил дедушку в шею, потекла кровь. Другой направил свой автомат на Олину маму.

Партизаны были злыми, упрекали что их невинных родных, которых Советская власть считала зажиточными, после войны семьями вывезли в Сибирь, а на их место в их дома заселили каких –то русских. Слава Богу, что Оля смогла выбежать через вторую дверь и помчалась к соседу. Сосед прибежал к ним, упал на колени перед этими партизанами и стал их умолять и объяснять, что это никакие не русские, а наши люди. Партизаны ушли, а дедушкина шея была залита кровью, и все были в испуге.

Когда они приехали в Литву, Оле вместе с Верой Виксне пришлось опять идти в первый класс, но уже в литовскую школу. Литовского языка тоже не знали. В первый класс ходили в школу в поселке Паровея. Когда возвращались домой, во все горло пели литовские песни. Так понемножку-понемножку и научилась литовскому языку. Оля говорила, что учительница была очень добрая, поговорила с учениками и никто над ней не смеялся. Оля после первого класса училась в Биржае. А когда я пошла в литовскую школу в 8-й класс, мы с Олей учились в одном классе. Школу окончили в 1956 году. Оля поступила в железнодорожный техникум, там познакомилась со студентом того же техникума Чеславом Синкевич (1939.01.10). После окончания техникума Чеслав продолжил учебу в Ленинграде в каком-то военном заведении. Они поженились 16.09.1961г. Ему, как военному, пришлось служить в нескольких местах Советского Союза. Военную службу закончил, будучи подполковником в 1986г. в г. Ачинск и в середине ноября переехали в Вильнюс. Живя в Сибири, Оля заочно окончила институт, не знаю какой, где изучала железнодорожное движение.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s