«Дети врага народа должны брать то, что им дают.»

Вера Васильевна Давыденко (Гинет), внучка репрессированного Леонтия Ивановича ГИНЕТ поделилась  с нами воспоминаниями ее родных, о том каково жилось семьям врагов народа без мужей и отцов.  Тяжело и горько читать такое, но мы должны это знать и помнить.

i (1)
Вера Васильевна Давыденко (Гинет) — внучка Леонтия Ивановича ГИНЕТ. 

 

Выражаем огромную благодарность Вере Васильевне за ее труд и память!

ПАМЯТЬ.

О том, что моего деда звали Леонтий, я знала. Но в семье о нем никогда не говорили, а если я спрашивала, то ответ был один, арестовали и больше о нем ничего не известно.

Поиском информации о судьбе своего отца, ГИНЕТ Павла Ивановича, занималась моя тетя Ольга Павловна Гинет. И мне в руки случайно попал ответ из ФСБ на ее запрос о судье отца Гинет Павла Ивановича. В ответе ФСБ было указано, что Гинет Павел Иванович скончался в местах заключения.

Сделала запрос через ФСБ г. Томска о Гинет Леонтии Ивановиче, и смогла ознакомиться с его уголовным делом, получить копии Справки на арест, Ордера на проведение обыска, Протокола обыска, Постановления об избрании меры пресечения и предъявления обвинения, Обвинительного заключения. А главное, мне выдали паспорт и профсоюзный билет своего деда, которые хранились в его деле с момента его ареста.

В 1938 г. моему деду ГИНЕТ Леонтий Иванович было всего 29 лет.

Гинет Л.И
Леонтий Иванович ГИНЕТ — плотник ст.Тайга. (1909 -1938).

Леонтий Иванович со своей семьей проживал в г. Тайга, где работал плотником на железнодорожной станции. Жене Текле (ур. Аузан) было 22 года.

В семье росли 3 дочери. Старшей Валентине было 2 года, близнецам Нине и Розалии всего 7 месяцев.

Справка на арест Леонтия Ивановича от 23 марта 1938 г. была выписана Уполномоченным ОДТО ст. Тайга сержантом госбезопасности КОЗЛОВЫМ и утверждена начальником ДТО ГУГБ НКВД по Томской железной дороге НЕВСКИМ. А 27.03.1938г. арест был санкционирован пом. военного прокурора Томской ж. д.

 

4d

Арестовывать деда пришли 01 апреля 1938 года. Был выписан ордер на обыск по месту его жительства. Согласно Протокола личного обыска ГИНЕТ Леонтия Ивановича дежурным ОДТО ГУГБ НКВД ст. Тайга МОРЕВЫМ В.А. в присутствии милиционера ЛОМ НКВД КУРОЧКИНА ничего не было обнаружено.

В этот же день деда арестовали и отправили в Томскую тюрьму.

Думаю, что дед Леонтий понимал, его арест дело времени, ведь, начиная с 1937 года, проходили аресты его родственников, родственников его жены Текли:

23 августа 1937г. был арестован СЛИВИНСКИЙ Владимир Иванович, дядя Леонтия;

сливинский фото
СЛИВИНСКИЙ Владимир Иванович.(1888 — 1937)

02 октября 1937г. был арестован дядя Текли — УПЕНИК Сидор Донатович;

УПЕНИК Сидор Донатович
УПЕНИК Сидор Донатович.(1885 — 1937)

03 декабря 1937г. был арестован ЯКШТОНИС Адам Казимирович, родной дядя

Леонтия (Адама Казимировича расстреляли 02.02.1938г. в Томской тюрьме);

18 декабря 1937г. арестован старший брат Леонтия — Павел Иванович ГИНЕТ

1903 г.р.;

Гинет Павел
ГИНЕТ Павел Иванович.(1903 — 1938)

18 декабря 1937г. арестован старший брат его жены Текли — АУЗАН (АУЗИН) Иосиф Иванович 1911 г.р.

Аузин Иосиф
АУЗАН (АУЗИН) Иосиф Иванович. (1911 — 1938)

Об их судьбе после ареста ничего не было известно (Павел и Иосиф проходили по одному уголовному делу). Только потом стало известно, что, когда деда Леонтия арестовали, они уже были расстреляны в Томской тюрьме, всего через 2 месяца после ареста, 19.02.1938г.

ВЫЖИВАНИЕ.

После ареста деда Леонтия, его жену Теклю (мою бабушку), с тремя маленькими детьми выселили из дома, где они проживали. Идти ей с малышами было некуда, и добрые соседи разрешили какое-то время пожить в хлеву вместе с коровами (там было тепло).

Семью врага народа боялись приютить у себя дома, да и у всех были большие семьи, жили очень бедно, своих детей нечем было кормить, никому не нужны были лишние рты.

Невозможно представить, как бабушка Текля одна справилась, ведь дети были совсем маленькие, двум семимесячным дочкам было необходимо молоко, их надо было кормить, поить, одевать. Детей оставить не с кем, бабушку на работу не брали, везде отказывали.

Через какое-то время бабушку с детьми забрал ее отец, АУЗИН Иван Иванович, перевез в деревню. Там тоже была очень скудная жизнь. Как жена, сестра врагов народа, могла устроиться только на самую тяжелую работу, бабушка пошла работать грузчиком, очень трудно было таскать на спине тяжелейшие мешки с зерном, потом стала работать на вагонетках, смена составляла сутки и больше, детей приходилось оставлять дома одних. Дома на полу бабушка огородила место для близнецов, где они находились все время ее отсутствия, сидели, ползали, спали.

Аузин Иван Иванович
АУЗИН Иван Иванович. Фото начала 20-х годов.

 

Чтобы дети не замерзли, соседки приходили и топили печь, приглядывали за детьми, кормили.

Иногда старшая дочь Валя ходила по дворам и просила хлеба. Подойдет к дому, встанет у двери и ждет. Если давали кусочек хлеба, то сама поест и пожевав, сестренкам совала в рот.

Старшая дочь Валя подросла, оставлять дома стало опасно и ее на время взяла к себе в семью Анна КЛИВИНСКАЯ, родная сестра Леонтия.

Бабушке приходилось работать в лесу, где вместе с другими женщинами пилили и валили лес, обрубали ветки, тяжелые бревна руками грузили на повозки.

Один из дальних родственников работал на складе, где хранилось зерно. Иногда он предупреждал бабушку Теклю, что замок на ключ не закрыт. И тогда она подпоясывала себя и дочь, шла поздним вечером с ней на этот склад и насыпала зерно в кофточку ребенку и себе, иногда засыпала еще и в сапоги. Приносили зерно домой, которое бабушка растирала, разминала и заваривала в воде, получалась болтушка, которую ели. (по закону о «колосках» минимальное наказание за такое «преступление» 10 лет ИТЛ, Теклю Ивановну как жену врага народа расстреляли бы даже не задумываясь. На что шла бедная женщина лишь бы накормить своих детей. Прим.автора)

Текля Гинет (Аузин)
Текля Ивановна ГИНЕТ — жена репрессированного ГИНЕТ Л.И.

Дети бегали в огород и искали подмороженную картошку, из которой бабушка пекла лепешки. Собирали лебеду, которую добавляли в тесто для лепешек.

Бабушка напечет лепешек и поделит на всех. Дети едят, а она свои уберет, а потом отдаст девочкам. Она была очень худенькой. Так как обуви у детей не было, бегали босиком. Когда ноги замерзали, приходилось приседать и руками согревать ступни.

Отец Текли АУЗИН Иван Иванович чудом избежал ареста, его спасло только то, что в то время, когда в деревню приехали милиционеры проводить аресты, он уехал на базар. После этого случая Иван Иванович решил не испытывать судьбу, уехать в Красноярский край, забрать дочь Теклю с детьми и поселиться в какой-нибудь небольшой деревне. И вот в 1946 г. АУЗИН Иван Иванович с дочерью Теклей и внучками переехали в Красноярский край. Сначала поселились в д. Обалаково, жилья своего не было и семье разрешили пожить в деревенском клубе. Иван Иванович работал пасечником, а Текля работала по разнарядке (на каждый день для каждого колхозника определялось место работы, то в поле, то на сенокосе, то на ферме).

Иван Иванович имел образование (учился в народном училище г. Ливаны, Латвия). Дочь Текля училась в школе в Таловке, потом на учительницу (но как жена врага народа, она не имела права учить детей). Дед Иван Иванович, Текля считали, что образование необходимо, но не в каждой деревне имелась даже начальная школа. Поэтому, когда девочки подросли и их нужно было отправлять в школу, семья переехала в д. Малиновку, Саянского района, Красноярского края.

Текля с дочками в д.Малиновка
Текля Ивановна ГИНЕТ (АУЗИН) со своими дочерьми в д.Малиновка Красноярского края.

Ивана Ивановича жители деревни уважали, он был грамотным, не пил, был хорошим пчеловодом. Поэтому на деревенском сходе решили всей деревней помочь построить для него и семьи дом.

Построили дом, имели работу, дети учились в школе, вроде бы жизнь стала налаживаться. Но поменялся председатель колхоза, который узнал, что муж

Текли Леонтий Иванович ГИНЕТ, другие их родственники были арестованы, как враги народа, и началась травля.

В то время колхозникам за работу заработная плата не начислялась. Мерой оценки количества и качества труда был трудодень, это не рабочий день, а определенный объем работы (скосить определенную площадь, прополоть или вспахать), один трудодень отмечался 1 палочкой в журнале бригадира.

А от количества трудодней зависела жизнь крестьян. В обмен на заработанные трудодни-палочки крестьяне могли получить продовольствие и другие товары.

Летом дети вместе со взрослыми работали в поле, на сенокосе и так же получали трудодни. Но новый председатель при подсчете выполненной работы, не только детям Гинет Текли, но даже ей всегда значительно занижал количество трудодней.

Текля со своим отцом Аузин Иваном
Слева направо : Нина Леонтьевна ГИНЕТ,  Василий Макарович ДАВЫДЕНКО (только что вернулся из армии), Текля Ивановна ГИНЕТ со своим отцом АУЗИН Иваном Ивановичем (справа).  Обратите внимание на обувь Текли Ивановны….. вот в таких сапогах и работали наши бабушки. 1960-е.

И если она начинала протестовать против такой несправедливости, говорить, что нельзя сирот обижать, председатель говорил, что дети врага народа должны брать, что им дают.

Вышел конфликт с председателем и у АУЗАН Ивана Ивановича.

Однажды к нему на пасеку приехал председатель колхоза с районным начальником и потребовал каждому отпустить по фляге меда. Иван Иванович отказался, потому что мед колхозный, а не его личный. Тогда начались угрозы репрессиями, тюрьмой. Из-за переживаний Ивана Ивановича парализовало.

Дети всегда летом работали, на сенокосе, на прополке, даже в няньках у детей директора школы. В няньках было хорошо, кормили, покупали школьную форму к учебному году.

К сожалению, дочки ГИНЕТ Леонтия Ивановича, как дети врага народа, после школы не смогли продолжить учебу в учебных заведениях.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ТЕКЛЕ ИВАНОВНЕ ГИНЕТ И ВСЕМ НЕВИННО УБИЕННЫМ.

В селе Таловка Кемеровской области на народные деньги строится памятник репрессированным.

Nice_004_View01 (1)
Визуализация проекта памятника репрессированным в Таловке. Архитектор Галина ЗАХЛЕВНАЯ (Кемерово).

 

На нем будут имена Леонтия и Павла ГИНЕТ и других великомучеников Таловского сельсовета, которых уже более 155 человек (поиски продолжаются).

Вы тоже можете принять участие и помочь в этом важном и нужном деле.

Помочь материально строительству памятника репрессированным в Таловке можно путем перевода средств на расчетный счет.

В назначении платежа просьба по возможности указать » На строительство памятника ФИО»

НОМЕР КАРТЫ: 4276 2600 4384 4926 (СБЕРБАНК)

Получатель Алексеевская Лариса Андреевна

Наличные деньги можно сдать в Таловке Юрию Иосифовичу ШКАПАР.

 

комментарий

  1. «Дети врага народа должны брать то, что им дают». Это так и есть. В 2000-х, моя мама — дочь врага народа Пономарева Анфима Игнатьевича, встретила знакомую на улице. У той отец был верхотуем в тюрьме. Та крайне была удивлена, что дочь врага народа сумела выучиться.

    Нравится

Добавить комментарий